ЗОЛОТОЙ БЕРЕГ
Гана — одно из ведущих золотодобывающих государств мира. Ещё в XV в. португальцы назвали эту часть Африки Золотым Берегом. Местный народ ашанти не только умел обращаться с золотом, но и создавал из него необычные изделия. Африканские мастера наносили тонкие листки золота на деревянную или костяную основу, владели техникой филиграни, литья и чеканки.
Однако португальцев в Африке, как и испанцев в Америке, золото интересовало исключительно в виде весомых слитков. Лишь англичане, окончательно подчинившие государство Ашанти, обратили внимание на разнообразные золотые предметы и статуэтки, которыми окружали себя местные вожди и их приближённые.
«Солнце отражалось в многочисленных золотых украшениях, которые сверкали со всех сторон. Король, чьи манеры исполнены величия, был увенчан диадемой из золотых бусин, ниспадающих на виски, и облачён в ожерелье — золотые раковины, „петушиные шпоры", нанизанные длинными концами, и орнамент, похожий на распустившуюся розу, один лепесток которой заходил за другой, прикрывая таким образом всю его грудь; его наколенные повязки были золотыми, застёжки на лодыжках из золотых фигурок высшей степени мастерства - маленькие барабаны, скамеечки, мечи, ружья, и птицы, собранные в гроздья... На его пальцах — пара золотых кастаньет, которыми он щёлкал, повелевая умолкнуть. Пояса охранников, стоявших за его стулом, были позолочены и покрыты шашечками того же металла...» — поражался британский посланник Томас Боудич.
Золотых дел мастера черпали вдохновение в местных поверьях и легендах. Низки бусин в форме зубов напоминали традиционные обереги от злых духов. Церемониальные мечи и жезлы богато декорировались золотыми пластинами с аллегорическими сюжетами. Например, птица с пушками означала способность предводителя войск быстро перебрасывать их на большие расстояния. Золотая фигурка с тамтамом, украшавшая стул, подчёркивала важность положения того, кто на нём восседал.
С особой тщательностью выполнялись ритуальные маски; для «достойных людей» их отливали из золота. Африканцы считали, что тело умершего возвращается в землю, душа получает свободу и лишь третья составляющая человека — жизненная сила - не находит себе места и беспокоит потомков. Для её успокоения и предназначалась маска, в которую перетекала жизненная сила. Воплотившись в маске и обретя опору, она не позволяла смерти овладеть внешностью человека. К маскам обращались как к самим предкам — уважали и чтили. Некогда поражённый странной красотой африканских масок, Пабло Пикассо начал писать в новой манере и из безвестного художника превратился в признанного мастера.
Ныне африканским умельцам не чужды и иноземные мотивы. Они смело используют в своих творениях исламские и христианские символы. Даже своеобразные знаки индустриальной эпохи нашли своё воплощение в африканском ювелирном искусстве: в XX в. появились ожерелья из золотых бритвенных лезвий и шестерёнок. Золотые королевские регалии для пополнения государственной сокровищницы в Гане продолжают изготовлять по сей день.