АНТИЧНОЕ ЗОЛОТО
Жена Генриха Шлимана София в золотом убранстве: большой диадеме из 90 цепочек с подвесками, ожерелье и серьгах. Троя. 2400-2200 гг. до н.э. ГМИИ имени А. С. Пушкина.

В Пактоле, протекавшем через Лидию, древнегреческое государство в Малой Азии, издавна находили значительные золотые самородки. Неудивительно, что традиция использования золота для изготовления драгоценного оружия, парадной посуды и украшений зародилась в греческих городах и государствах ещё в бронзовом веке. В двух десятках троянских кладов сосредоточена большая часть известных на сегодняшний день золотых предметов раннего и среднего бронзового веков. К этому периоду относятся греческие золотые изделия, найденные в Майкопских курганах на Северном Кавказе, Варненском некрополе в Болгарии, царских погребениях Аладжи в Центральной Анатолии, и, конечно, знаменитые троянские «сокровища царя Приама», хранящиеся ныне в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Ритон в виде львиное головы. Микены. XVI в. до н. э. Национальный археологический музей, Афины.

Столицу одного из государств ахейцев — Микены (XVII— XIII вв. до н. э.) по праву называли «златообильным» городом. Правители Микен обладали огромными сокровищами, о чём свидетельствуют богатые заупокойные дары, найденные в царских усыпальницах. Лишь в шести гробницах, открытых в 1876 г. знаменитым археологом Генрихом Шлиманом, были обнаружены золотые изделия, общий вес которых превышал 14 кг. Золотые диадемы и венки, роскошные украшения, мечи и кинжалы, инкрустированные золотом, сосуды из благородных металлов, золотые маски, тонко передающие черты усопшего владыки...


Сокровища микенских гробниц поставили учёных в тупик, ведь захоронения предшествующего среднеэлладско-го периода были более чем скромными. Предполагалось, что золото могли захватить во время каких-либо завоевательных походов, например на Крит. Существовала и гипотеза о том, что отряд микенских воинов принимал участие в освобождении Египта от гиксосов, был щедро награждён, а вернувшись домой, положил начало накоплению запасов золота. Однако большинство исследователей считают, что появление микенских сокровищ стало результатом разумной хозяйственной деятельности местных правителей.
«Перед ослом, нагруженным золотом, не устоит никакая крепость».
Филипп II Македонский

Посмертная маска. Микены. 1580-1 550 гг. до н. э. Национальный археологический музей, Афины.

Сравнительно крупные залежи золота находились лишь на островах Сифнос и Фасос, но в силу ряда природных явлений эти запасы быстро истощились. Самым известным районом добычи была Фракия, где возвышалась упоминаемая Еврипидом «золотая» гора Пангей. К началу правления Александра Македонского все золотоносные выработки греческой ойкумены оскудели и не могли удовлетворять возраставшие потребности в драгоценном металле.
Молодой правитель двинул войска на Персию, считавшуюся олицетворением роскоши и достатка. Эсхил называл её «сокровищ пристань, Персия богатая». В Персию, мировую империю того времени, стекалось золото, ранее принадлежавшее Египту и Ассирии, Бактрии и Согдиане, Вавилонии и Лидии. Только в разгромленном Персеполе воины Александра захватили более 120 тыс. талантов драгоценных металлов, а всего добыча составила 8840 т золота и серебра!

Ритон в виде
сидящего крылатого
льва. Хамадан,
Персия.
550-330 гг. до н.э.
Национальный
музей, Тегеран.

Талант (греч. «талантон» -«вес», «весы») - мера веса и денежная единица (равна б тыс. драхм) в странах Древней Греции и Древнего Востока. Наиболее употребительный аттический талант весил 26,196 кг.

В античном мире из золота создавали ювелирные изделия и драгоценную посуду, декор вооружений и культовых предметов, чеканили монеты крупного номинала. Золото было показателем благосостояния и служило символом власти — как политической, так и религиозной О виртуозных греческих ювелирах сохранилось немного сведений. Демосфен писал об одном из них: «Я, Паммен... владею зо-лотоплавильной мастерской на рыночной площади, пребывая в которой я занимаюсь золотых дел мастерством. Демосфен  дал мне приказ приготовить золотой венец и выткать золотом гиматии, чтобы он мог в них участвовать во время праздничного шествия в честь Диониса...».
Греческие мастера не располагали, как правило, средствами для закупки металла и получали его от заказчика в виде монет или лома. Помимо изготовления украшений ювелиры занимались и мелким ремонтом: на некоторых изделиях отчётливо видны следы починки, для чего, вероятно, использовались детали более ранних изделий (подвески, вставки), но чаще старая вещь шла в переплавку целиком.
Лишь в Спарте, согласно Плутарху, «не появлялся ни один золотых и серебряных дел мастер, изготовляющий... украшения, так как монеты (на которую они их продали бы) не было (в Спарте деньги были железными.). Таким образом, роскошь, лишённая того, что её поддерживало и питало, исчезла постепенно сама собой».


В Элладе красота, изящество, гармоничность одежды и украшений прекрасного пола возводились в ранг общественной добродетели. Пытаясь угодить заказчику, мастера создавали всё новые и новые виды ювелирных изделий. Серьги, ожерелья, браслеты, перстни и подвески были важной составляющей женского убора. Наиболее эффектными и престижными считались золотые венки и богато декорированные диадемы.
Золотые украшения любили в Греции и женщины, и мужчины. Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки и лишь в особо торжественных случаях надевали золотые венки а парадную одежду расшивали золотыми бляшками. В греческих городах Малой Азии — вероятно, под влиянием традиций соседних народов — мужчины чаще носили драгоценности (известны даже изображения мужчин в серьгах и браслетах). Мдогие греки осуждали эти обычаи как вар. варские. Из армии Ксенофонта был уволен солдат, «проколовший себе уши на манер лидийцев».

Литейные формы для изготовления украшений. Ольвия. ГИМ.

Украшение, собранное из различных деталей V—III вв. до н. э. (золото, стеклянный медальон, сердоликовые бусины, фаянсовая черепаха). Время монтажа неизвестно. Ольвия.ГИМ.

Ювелирные украшения не толь ко подчёркивали красоту владельца, но и указывали на его социальное и ма териальное положение. Золото дари-
лось по случаю рождения ребёнка, служило свадебным или любовным подарком. Существовало поверье что золото обладает особой магической силой и способно защитить от различных напастей. Древние греки помещали золотые украшения и в погребения, стремясь тем самым воздать последние почести усопшему. Помимо ювелирных изделий в захоронения нередко клали золотые венки, сосуды,наглазники, нагубники, а также погребальные маски, закрывавшие лицо умершего.


    Драгоценные изделия — венки, статуэтки и украшения — подносились богам в благодарность за заступничество или исцеление. Щедрыми дарам  храмам и святилищам эллины пытались задобрить богов, заручиться их покровительством. В «инвентарных книгах» крупнейших греческих святилищ — Дельф, Дидим и Делоса сохранились имена дарителей и списки их приношений. Причём нередко указывалось не только наименование изделия, но его вес и даже элементы декора.
Погребальные предметы: золотой
лавровый венок, наглазники и нагубник. Пантикапей. IV—II вв. до н. э. ГИМ.

Однако проявления чрезмерной роскоши были чужды греческому обществу. Золото Эллады — это в основном ювелирные изделия, драгоценные со-
суды, статуэтки, парадное оружие. Огромные статуи богов, выполненные из золота, украшали лишь крупные полисы, например Афины. Крайне редко такие статуи воздвигались простым смертным. Цицерон сообщает, что жившему в V в. до н. э. знаменитому оратору и софисту Горгию из Леонтин поставили статую из золота в храме Аполлона Дельфийского, а Плиний Старший иронично замечает, что «такие деньги давало обучение ораторскому искусству.
В Древнем Риме золото приобрело совершенно иное зна-чение. Оно стало основой финансовой системы государства и средством накопления фантастических богатств, которые и не снились эллинам.


Во времена Римской империи одним из основных центров добычи золота была Испания. В Астурии, Гадиции и Лузитании римляне создали знаменитые инженерные сооружения — арругии. Рудные пласты здесь залегали в рыхлых песчаниках. Изобретательные римляне первоначально обрушивали всю массу породы, для чего в ней прорубались специальные штольни с постепенно вынимаемыми перемычками и подпорками. Когда все подпорки извлекались, горная порода рушилась и дробилась.
Ювелиры Древней Греции изготавливали не менее 17 типов серёг. Серьги с гранатами. Пантикапей. I—II вв. Херсонес. Ill в. ГИМ.

Среди ювели- . эов были и рабы  Известно, что за раба-карийца, владевшего ювелирным мастерством, заплатили 360 драхм, что почти вдвое превышало среднюю цену раба.

Украшения сарматов: скоба, фибула с гранатовыми, стеклянными и эмалевыми вставками, бляхи с изображением грифонов. Северский курган, Северный Кавказ. II - первая половина I в. до н.э. ГИМ.

Затем эта масса смывалась водой из искусственно созданных водохранилищ. Из полученных после смыва россыпей добывали золото. В Риме золотой перстень первоначально был отличительной чертой сенаторов и всадников. Петроний в «Сатириконе», описывая внешность вольноотпущенника Трималхиона, замечает: «На мизинце левой руки красовалось огромное позоло-ченное кольцо; на последнем же суставе безымянного, как мне показалось, настоящее золотое с припаянными к нему железными звёздочками. Но чтобы выставить напоказ и другие драгоценности, он обнажил до самого плеча правую руку, украшенную золотым запястьем, прикреплённым сверкающей бляхой к браслету из слоновой кости». Трималхион был, видимо, человеком осторожным: несмотря на богатство, носить золотое кольцо ему не по- лагалось по социальному статусу, поэтому он скрывал его под железом.
Зато знаменитые римские полководцы и императоры не стеснялись использовать золото и могли позволить себе даже одежду из чистого золота. «...И сверх всего, золото волочится в нити, и из них ткут, как из шерсти, — даже без шерcти.
Иногда в целях экономии статуи лишь золотили или обивали золотыми листиками. Ювенал описал историю, как воры ободрали «бедро позолоченного Геркулеса, лицо Нептуна и сорвали листики с Кастора».

Веррий сообщает, что Тарквиний Приск справил триумф в золотой тунике. Мы видели Агриппину, супругу принцепса Клавдия... облачённой в тканый, без другого материала, золотой военный плащ. А вотканье золота в ат-талийские ткани придумано уже давно царями Азии», — писал Плиний Старший. Золотые подносы, кубки, чаши нередко упоминали и другие древние авторы. Римский император Калигула сотрапезникам раздавал хлеб и закуски на чистом золоте: «нужно жить или скромником, или цезарем». А дворец императора Нерона так и назывался «Золотой».
Говоря об источниках подобной роскоши, Плиний Старший замечал: «То было дедовское богатство, награбленное, разумеется, в провинциях».
Нашивная бляшка. Силен в диадеме. Пантикапей. V-III вв. до н. э. ГИМ.

Сарматские подвески и фибула со вставками из агата, сердолика и цветного стекла. Станица Динская. 11-1 вв. до н. э. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник.

Жажда золота порой толка ла на преступления, например, император Вителий «похищал из храмов приношения и украшения или подменял их, ставя вместо золота и серебра олово и жёлтую медь».

Сайт создан в системе uCoz