ДВОРЦОВАЯ РОСКОШЬ
Золото — металл царей, олицетворение верховной власти, могущества, богоизбранности. Золотом сияли главные инсигнии правителя, его дворцы и палаты. Золото хранили в царских сокровищницах.

ИМПЕРАТОРСКИЕ РЕГАЛИИ
Ещё в Древнем Египте (конец IV тысячелетия до н. э. — 525 г. до н. э.) знаками власти фараонов были украшенные золотом посох и бич. Они являлись древнейшими символами, восходившими к догосударственному прошлому, когда египтяне жили скотоводством. Позже изображение пастушьего посоха превратилось в значок-пиктограмму понятия «вождь», «правитель».
Головной убор фараона венчал золотой урей — царский символ в виде кобры. Красная корона Нижнего и белая корона Верхнего Египта символизировали основные части государства. Иногда они совмещались в одном сложном головном уборе. Золотом сверкали и богатые украшения фараона: серьги, подвески, браслеты, особые золотые «воротники». Золотом покрывались оружие, мебель, предметы обихода, связанные с бытом фараона и его семьи.
В VI в. до н. э. «мировую империю», объединившую земли от Центральной
Азии до Средиземного моря и Египта, создали персы в правление династии Ахеменидов. Роскошь двора правителя — шахиншаха (царя царей) поражала очевидцев. В конце IV в. до н. э. государство Ахеменидов сокрушил Александр Македонский, но в середине III в. н. э. персы восстановили древнюю империю, образовав могущественное государство Сасанидов.

Символами царской власти у персов были золотой венец, украшенный драгоценными камнями, массивная золотая гривна и золотой пояс со вставками из драгоценных камней. Золотом отделывались одежда шахиншаха и царский трон.

Царь Михаил Фёдорович (фарфор, золотное шитьё). Кукла работы М. Гусевой. Москва.

Божественная триада - Осирис, Хор и Исида - в головных уборах фараона. Статуэтка (золото, лазурит, стекло). Египет. 924- 909 гг. до н. э. Лувр, Париж.

Золотой бюст императора Марка Аврелия. Рим. II в. Музей археологии и истории, Лозанна Швейцария.

Китайский путешественник Сюань-Цзан (VII в.) запомнил золотую цепочку в бороде царя(перевязанная борода известна и по некоторым персидским изображениям). А о том, что персы золотили вСЮ бороду, повествовал византийский автор Иоанн Златоуст.

Золотой статер Александра III Македонского (336-318 гг. до н. э.). На аверсе -профиль царя, на реверсе -богиня победы Ника. Вес 8,41 г. ГИМ.

Из золота и серебра изготовлялись роскошное оружие, предметы конского убранства, великолепные сосуды для пиршеств.
Персидское царство соперничало с Римской империей, владения которой в период могущества охватывали всё Средиземноморье, а также земли к западу от Рейна. Древнегреческий историк Полибий (около 200 — около 120 до н. э.) считал римское государственное устройство лучшим в мире, так как оно разумно сочетало три власти — царскую (консулы), аристократическую (сенат) и демократическую (народное собрание). Даже когда император стал всесильным, в жизни государства долгое время сохранялись республиканские институты управления и соответствующие им атрибуты. Но колоссальные богатства, добытые в военных походах, утончённая культура и роскошь, которую увидели римляне в завоёванных землях, особенно в Азии и Африке, сказались на мировоззрении и быте римской элиты.
После тяжелейшего кризиса римской государственности в III в. н. э. выход был найден в упрочении централизованной власти. С реформ, проведённых императором Диоклетианом (284—305 гг.), в истории Рима началась эпоха домината (лат. dominus — «господин», «владыка»; так неофициально звали императора).
Первоначально атрибутика власти в Риме была несложной. Как воинский начальник, правитель облачался в пурпурный плащ, а как гражданский — в пурпурную тогу. В торжественных случаях он надевал шитую золотом тогу и золотой венок. Высшие полномочия (imperium), связанные с правом наказания, обозначали фасции — пучки прутьев с воткнутыми в них топориками, которые носили особые государственные служащие — ликторы.


Начиная с правления Диоклетиана императору, чья власть стала неограниченной, воздавались поистине царские почести. Отныне он, подобно восточным владыкам, считался воплощением божества и носил пурпурные, затканные золотом одежды из парчи и шёлка, а голову господина украшала золотая диадема с драгоценными камнями.
В 330 г. император Константин I Великий перенёс столицу из Рима в Константинополь, на границу Европы и Азии.
Постепенно, вобрав наследие многих культур, сформировались продуманные до мелочей церемонии и иерархия, утончённая роскошь и сложнейший символизм отличавшие Восточную Римскую империю — Византию.
Покровитель новой религии — христианства Константин Великий возвёл его в ранг «традиционных» верований, а в 336 г. принял крещение. Так началась история Второго Рима, первой христианской империи.
Сравнительно быстро став господствующей, христианская религия проникла во все сферы общественной жизни. Если раньше нового императора провозглашали на ипподроме, где «народ и войско» поднимали его на щит, то с 457 г. золотую диадему император получал от патриарха. Со временем именно в храме в ходе особой службы правителя возводили на престол. Вступление в должность и получение соответствующих знаков превратились в обряд венчания на царство. В отличие от восточной традиции, василевс, как с VII в. официально именовали императора, не считался божеством или сыном бога. Через венчание на царство он получал высшую благодать быть устроителем, защитником Вечного Рима и его христианского народа, радетелем веры.
Особое положение царя подчёркивалось его шитыми золотом одеждами, украшенными камнями золотыми инсигниями (зна-ки высшей власти), великолепным троном, богатейшим убранством дворцов. Пышность придворного церемониала имела символическое значение и была рассчитана на психологическое воздействие.
Золотой соверен Георга III. На аверсе -профиль короля в образе римского императора, на реверсе — святой Георгий Победоносец. Вес 8 г. Англия. 1817 г. ГИМ.

Золотой солид Юстиниана (527-565 гг.). Вес 4,41 г. Аверс с портретом императора и державой. Византия. ГИМ.

Шапка Мономаха второго наряда. Иллюстрация из книги «Древности Российского государства», составленной Г Ф. Солнцевым. 1853г. МКРГБ.

ШАПКА МОНОМАХА
Символ преемственности власти и избранности русских правителей — золотая шапка Мономаха была выполнена в конце XIII — начале XIV в. Одни исследователи считают венец произведением византийских мастеров, другие полагают, что это среднеазиатская работа, третьи приписывают авторство арабским ювелирам.
Название венца связано с легендой о посылке царских регалий византийским императором Константином Мономахом своему родственнику — киевскому князю Владимиру Всеволодовичу. Вероятно, именно шапка Мономаха упоминается в духовной грамоте князя Ивана II Красного (1353—1359 гг.), отца Дмитрия Донского, и во всех грамотах его потомков.
Доподлинно известно, что шапкой Мономаха великий князь Иван III в 1498 г. впервые венчал на великое княжение своего внука Дмитрия. Позже ею венчались на царство все великие князья и цари, вплоть до Ивана Алексеевича, который был посажен на царство одновременно со своим младшим братом Петром Алексеевичем (будущим императором Петром I). В 1698 г. Иван, как старший, был венчан шапкой Мономаха, а для Петра специально изготовили золотую шапку Мономаха второго наряда.

Шапка Мономаха выполнена из золота и является выдающимся произведением ювелирного искусства. Тулья венца составлена из восьми пластин, украшенных сложным узором из тончайшей скани в виде спиралевидных завитков, шестиконечных розеток и цветов лотоса. Позже на тулье закрепили крупные драгоценные камни в высоких гладких кастах и жемчужины, а золотые и жемчужные подвески заменили собольим мехом. Самым последним изменением является навершие - золотой колпачок, увенчанный золотым крестом с жемчужинами на концах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
XVI век отмечен расцветом ювелирного дела на Руси. Это было время объединения русских земель вокруг Москвы, собирания их в единое централизованное государство. При великом князе всея Руси Иване IV Грозном, принявшем царский титул, жизнь двора приобрела невероятную пышность. Многочисленные иноземные гости поражались богатству русского государя. «В жизнь мою не видел я вещей драгоценнейших и прекраснейших. В минувшем году видел я короны и митры святейшего нашего господина... Видел корону и все одеяния короля католического... видел многие украшения короля Франции и его императорского величества как в Венгерском королевстве, так и в Богемии и других местах. Поверьте же мне, что всё сие ни в малейшей степени сравниться не может с тем, что я здесь видел», — писал посол германского императора Максимилиана II Иоганн Кобенцель, посетивший Москву в 1576 г.

Шапка Мономаха. Иллюстрация из книги «Древности Российского государства», составленной Г Ф. Солнцевым. 1853 г. МКРГБ.

По словам современника он был несказанно удивлён, увидев роскошь, окружавшую царя: «...бронзовое позолоченное дерево стояло перед троном царя, на ветках дерева сидело множество отлитых из бронзы и позолоченных птиц, каждая из которых пела на свой лад... Необычайной величины львы... позолоченные... били о землю хвостом, раскрывали пасть и, двигая языком, громко ревели... И когда при моём появлении началось рыкание львов и птицы запели на ветках, я преисполнился страхом и удивлением».
Ключевую роль в государственной символике Второго Рима играл крест. Знак веры государя и его подданных, он первоначально изображался на щитах, а позже на другом вооружении и знамёнах. На государственном знамени золотом наносился крест и инициалы Христа. С идеей триумфа связан «константиновский» крест (на ступенчатом основании): его часто чеканили на золотых монетах. К VI в. крест навсегда сменил богиню победы Нику на державе (сфере), одной из важнейших государственных инсигний, затем укрепился на скипетре, а позднее нередко венчал и корону (усложнённую императорскую диадему).

Чарка царицы Анастасии Романовны, супруги Ивана IV Грозного. Середина XVI в. ГРМ.

Золотой солид Юстиниана I. Реверс с императорскими инсигниями. ГИМ.

В 476 г. был низложен формальный глава Западной Римской империи Ромул Августул. Нового императора не провозглашали, а фактический правитель Италии Одоакр отослал золотую диадему и пурпурную мантию в Константинополь.

На территориях, ранее подвластных Западной Римской империи, могущество набирали франки. В 800 г. король франков Карл Великий вынудил Папу Римского провозгласить себя императором. После распада его державы в 962 г. «короной» овладел король саксов Оттон I. Реальная корона представляла собой золотую диадему, увенчанную крестом и украшенную жемчугом, драгоценными камнями и эмалями. Не были забыты и другие императорские инсигнии: золотые скипетры, мечи, державы и шитые золотом мантии.
Культура Второго Рима оказала огромное влияние на становление и развитие многих государств Европы. Судьба же самой Византии была драматичной. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. империю через некоторое время удалось восстановить. Но после взятия её столицы турками в 1453 г. Второй Рим пал окончательно. Преемницей Византии, главным оплотом православия стал Третий Рим — Москва.


«...На престоле сидел Его Царское Величество в кафтане, осыпанном всевозможными драгоценными камнями и вышитом крупным жемчугом. Корона, которая была на нём поверх собольей шапки, была покрыта крупными алмазами, та кже как и золотой скипетр, который он, вероятно ввиду его тяжести, по временам перекидывал из руки в руку... Рядом с престолом... стояла золотая держава, величиной с шар для игры в кегли, на серебряной резной пирамиде... Рядом с державою стояла золотая чашка для умывания и рукомой с полотенцем, чтобы Его Царское Величество, как только приложатся к его руке, мог умыться».
Адам Ольшлегер Олеарий, секретарь Голштинского князя Фридерика, о приёме у царя Михаила Фёдоровича Романова (1634 г.)

Золотая тарелка, украшенная эмалью. Принадлежала царю Алексею Михайловичу. Иллюстрация из книги «Древности Российского государства», составленной Г Ф. Солнцевым. 1853г. МКРГБ.

Скипетр и держава императорские (золото, алмаз «Орлов», бриллианты,серебро, сапфир, эмаль). Россия. Вторая половина XVIII в. Гохран России, Москва.

Неизвестный художник. Портрет царя Михаила Фёдоровича. Россия. XVIII в.

Сайт создан в системе uCoz