СВЕРКАЮЩИЕ ОДЕЖДЫ
Мощь и богатство Московского государства отражались в блеске царского двора: в пышных приёмах иностранных посольств, золотом убранстве дворцовых палат, драгоценных одеждах государя и его окружения. Дипломаты и путешественники с удивлением отмечали, что присутствовавшие на аудиенции в Кремле бояре, дворяне и высшее духовенство были облачены в невероятно дорогие одежды. Древние документы часто называют их «золотым» платьем.
Архиепископ Арсений Элассонский, побывавший на приёме у царицы Ирины Фёдоровны Годуновой, писал, что при виде роскошного облачения государыни всех присутствующих охватил какой-то «сладостный трепет благоговения», так как «малейшей части этого великолепия достаточно было бы для украшения десяти государей».
Благодаря широким торговым, дипломатическим и культурным связям Древней Руси в Москву поступали уникальные драгоценные ткани из Ирана, Турции, Италии, Франции и других стран: лотые бархаты, гладкие и с ворсовым узором атласы, таф ты, аксамиты и алтабасы.

Ценились ткани очень высоко и часто служили наградой. Не случайно платье, жалованное с царского плеча, считалось в XVI—XVII вв. дорогим подарком. Одаривая других, царь и сам не стеснялся пользоваться имуществом и даже одеждами умерших или опальных бояр. Если одежды выходили из употребления, их или жертвовали в церковь, или раскраивали на мелкие предметы, или назначали к распродаже. Покупателями царского платья были бояре, дьяки, подьячие и ближайшие родственники царя.
Царский наряд состоял из нескольких предметов, надеваемых один на другой, но при этом составляющих единое целое. Носить «одно платье почиталось за великое бесстыдство и причиталось за великое бесчестье!», отмечали иностранцы. Помимо платьев царское облачение включало одежды и регалии, которые использовались в особо торжественных случаях: золотой крест с цепью, бармы, шапку-венец, скипетр, державу, посох, жезл, складень, платно, становой кафтан. Одевание государя сопровождалось сложным, тщательно продуманным ритуалом.


Царь Иван IV Грозный (фарфор, золотное шитьё). Кукла работы М. Гусевой. Москва.

Одежда бояр XVI-XVII вв. Иллюстрация из книги «Древности Российского государства», составленной Г Ф. Солнцевым. 1 849 г. МКРГБ.

К числу наиболее чтимых парадных платьев относились опашни (верхняя распашная одежда с длинными зауженными к запястью рукавами). Начиная со времён Ивана IV Грозного опашень — любимая царская одежда. Его шили из редких сортов шёлка (зуфь, объярь, бархат, камка золотная) и носили без пояса, накидывая иногда на плечи поверх кафтана. Важной чертой этого платья был своеобразный воротник— «ожерелье».
К середине XVII столетия в полное царское облачение вошло платно. Выполняли его из драгоценных привозных тканей, украшали плетёным и «кованым» кружевом, жемчугом, золотыми пуговицами с драгоценными камнями, мехом. Сохранилось платно царя Петра I, изготовленное в Кремлёвской Мастерской палате в 1691 г. из ткани, подаренной государю украинским гетманом Мазепой.

     В дни торжеств надевали бармы — большой округлый воротник с изображением святых. В XVII в. они оставались обязательной принадлежностью царского облачения. В середине столетия для царя Алексея Михайловича в Стамбуле заказали регалии, среди которых были бармы из семи громадных золотых с драгоценными камнями и эмалью запон, закреплённых на белом шёлковом оплечье.

Золотное шитьё (шёлк, золотая нить). Россия. XVIII в. Музей художественных тканей при МГТУ имени А. Н. Косыгина.

Женский головной убор (шёлк, блёстки, золотное шитьё). Фрагмент. Центральная Россия. Середина XIX в.

Во время церемонии венчания на царство платно надевали поверх нарядного станового кафтана, который шили приталенным, по фигуре, т. е. по «стану». Платья для торжественных выходов государя изготавливали из драгоценных тканей — золотых итальянских аксамитов и восточных алтабасов.
Особенно красивы были петельчатые аксамиты. Узор на них выполнялся золотыми петлями разных видов, что создавало богатую игру светотени. Павел Алеппский записал о саккосе патриарха Никона: «Он сделан... из чисто золотой парчи жёлто-орехового цвета... Никон предложил нам поднять его, и мы не могли это сделать. Рассказывают, что в нём пуд жемчуга...». Действительно, драгоценности на саккосе весят около 16 кг. Одежда из аксамита не сгибалась, не ложилась складками и производила впечатление металлической.
Царское облачение включало также цепи. Те, что нашивали на ленты из ткани в виде отдельных драгоценных запон, носили название «окладень». Больше любили золотые окладни из круглых плоских колец с гравировкой, чернью, эмалью. На кольцах писали полный титул царя и молитву. Облачение духовенства богатством и великолепием не уступало царскому. Хранилось оно в Патриаршей ризнице и ризницах кремлёвских церквей и монастырей. Сшитые из дорогих тканей, эти одеяния были украшены шитьём, жемчугом, драгоценными камнями, разнообразными золотыми дробницами.


     «Лучшее, что умеют здесь женщины, — писал один из иностранных путешественников, — это хорошо шить и прекрасно вышивать шёлком и золотом». В XVTI в. в Кремлёвских мастерских трудилось более 100 искусных вышивальщиц. Их произведения по праву называют живописью иглой.

Саккос (бархат, золотное шитьё). Россия. XVII в. Музей художественных тканей при МГТУ имени А. Н. Косыгина.

Украшения в технике «вырезы» (золотная вышивка). Торжокское училище золотного шитья.

Часто вышивали «вприкреп», для чего тонкие нити драгоценного металла накладывали на ткань и закрепляли цветным шёлком. Вышивка напоминала металлическое изделие с высоким чеканным рельефом, когда настил из ниток или толстого шнура полностью зашивался золотом. Самые роскошные одежды прошивали «кованым швом». Этот приём предполагал сплошное покрытие ткани золотыми нитями, так что создавалось впечатление гладкой металлической поверхности.

Важное значение при изготовлении парадного облачения имела отделка. Иногда она была долговечнее ткани и переходила с одного изделия на другое. Великолепные украшения саккоса патриарха Никона (1654 г.) — золотые с чернью дробницы, жемчуг, драгоценные камни — относятся к XV в. Из платна царя Алексея Михайловича в 1691 г. переделали саккос для патриарха Адриана. Древнерусский костюм нередко дополняло металлическое кружево, состоявшее из ажурных золотых прямоугольных пластин с эмалью и драгоценными камнями.


Кружево нашивалось поверх ткани и придавало одежде особую нарядность, хотя и делало её очень тяжёлой и неудобной. В описях имущества знатных бояр XVII в. обычны упоминания о пуговицах из золота и серебра, которые оценивались в десятки раз дороже самих одежд.
В царской казне хранилось много готовых одежд, выдававшихся специально для участия в придворном церемониале. «Золотым» платьем, мехами, драгоценными украшениями снабжали и тех, кто отправлялся с посольством за границу, чтобы они достойно выглядели в чужих землях.

«Перед аудиенц-залом... вокруг стен сидели и стояли старые и осанистые мужчины с длинными и седыми бородами, в золотых одеждах и высоких собольих шапках. Это, говорят, „гости" Его Царского Величества или именитейшие купцы; одежда их принадлежит Его Царского Величества сокровищницам и выдаётся только при обстоятельствах, подобных нашему, а затем сдаётся обратно...»
Адам Ольшлегер Олеарий

Церковное облачение (золотное шитьё, серебряное кружево). Фрагмент. Россия. Конец XVIII в. Кирилло-Белозерский музей-заповедник.

Платье придворное, вышитое золочёной нитью, блёстками и битью «вприкреп». Россия. Вторая половина XIX в. Государственный Эрмитаж.

Сайт создан в системе uCoz