Ювелирное дело, как никакое другое, зависит от уровня развития и состояния общества. В начале XX в. ритм жизни был ещё привычен, размерен и нетороплив. Вопреки календарной дате новая эпоха не началась в 1900 г. Монархические дома Европы, по-прежнему олицетворявшие не только политическую власть, но и элитарную вершину общества, выступали основными заказчиками самых известных придворных ювелиров.
Таким был Карл Фаберже. Среди его постоянных клиентов числились коронованные особы Европы и восточные монархи. В начале века фирма Фаберже, дирекция и основное производство которой находились в Санкт-Петербурге, а предприятия — в Москве, Одессе и Киеве, открыла новый филиал в Лондоне.
Продукция фирмы обрела всемирную известность благодаря поразительной изобретательности и филигранному ис-полнению, сделавшему её имя символом совершенства и утончён-ти. Ювелирные изделия в виде пасхальных яиц были известны давно, но именно Карл Фаберже превратил их в поистине царские подарки.
Однако восхищаясь дивными произведениями Фаберже, венценосные особы не торопились их оплачивать. Фирма стояла на грани финансового краха. Определённую «поддержку» оказывало так называемое третье сословие — буржуазия и интеллигенция. Но они приобретали не шедевры придворного ювелира, а массовую продукцию, впрочем отличающуюся не меньшим изяществом и вкусом.
В такой ситуации были необходимы удешевление производства, его обновление и механизация. И Карл Фаберже предпринял ряд шагов в этом направлении. Он изобрёл приспособление для механической гильошировки (узорной полировки под прозрачные эмали) поверхностей из драгоценных металлов - золота, серебра. Но настоящей находкой Фаберже-художника стала мелкая пластика — фигурки людей и животных, выполненные из поделочного камня и украшенные золотом и драгоценными камнями. Спрос на эти изделия был очень высок.
Западноевропейские коллеги Фаберже, например римские ювелиры братья Алессандро и Аугусте Кастеллани и неаполитанцы Карло и Артуро Гьюльяно, на волне увлечения сенсационными археологическими открытиями XIX в. воспроизводят золотые ювелирные изделия в неоклассическом стиле, искусно стилизуя их под античность. Украшения охотно раскупаются представителями расцветающего среднего класса, склонного к неумеренному потреблению роскоши.