НОВОЕ ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО
В XX столетии поиск новых форм в ювелирном искусстве происходил особенно динамично. Ювелирные изделия этого времени пленяют разнообразием стилей, меняющихся чуть ли не каждое десятилетие. Другая особенность минувшего века — поразительное множество неповторимых авторских манер.
Если в предшествующие периоды установить точную дату изготовления изделия было сложно из-за долговечности моды, то в XX в. трудности создают быстрая смена рисунков, непостоянство авторских почерков художников-ювелиров. Они придумывают проекты и модели, по которым мастера выполняют то или иное изделие. Художник — ведущая фигура ювелирного производства в XX в. И это многое объясняет в характере искусства этого периода.
Изменился и статус ювелирного дела. Украшения уже не только и не столько «гарнируют» костюм, как принято было выражаться в XIX в., а выступают наравне с ним. Ювелирные изделия        начинают жить самостоятельной жизнью либо как деталь, подчёркивающая пластику человеческой фигуры, либо как некий арт-объект.

Под влиянием моды в России начиная с XVIII столетия, а в Западной Европе несколькими веками раньше ювелирные украшения, выполненные из драгоценных материалов, часто разбирались и переделывались на потребу вкусам новой эпохи. Погибли многие шедевры. О некоторых сохранились легенды. О других — ничего.

Первым, кто увидел в ювелирном деле особую форму пластического искусства, был известный немецкий архитектор и теоретик искусства Готфрид Земпер. В конце 50-х гг. XIX в. он попытался осмыслить ювелирные произведения как некую форму духовной культуры, частью которой является художественное творчество. За всю многовековую историю ювелирного дела едва ли не впервые форма вещи, её композиция, материал и техническое мастерство отошли на второй план, уступив место художественному замыслу творца. Это, конечно, не означало, что логика формы, грамотность композиции, выразительность материала и совершенство исполнения стали не важны. Но в ювелирном деле произошла существенная перестройка, суть которой в переходе его из ряда художественных ремёсел в самоценный ряд творчества — искусство.


Ювелирные изделия (золото, бриллианты, эмаль). Конец XIX в. Аукцион Кристи, Лондон.

Статуэтка «Женское изящество» (золото, бриллианты, сапфиры, перламутр, азурит). Фирма «Carrera у Carrera». 1970г.

ДРАГОЦЕННЫЙ ЭТИКЕТ

До начала Первой мировой войны этикет, устанавливающий, куда, кому и какие украшения можно или должно надевать, был незыблем. Так, для появления при дворе монарха в торжественных случаях полагалась диадема, которую заказывали в соответствии с возрастом и рангом дамы. Для вечерних приёмов предназначались парюры, состоявшие из колье, серёг и браслета. Украшения на каждый день были скромнее.
Человек, занимавший невысокое общественное положение, даже если и жил в достатке, не мог позволить себе роскошное украшение. Появление «низкого» человека в драгоценностях «высокого» достоинства могло вызвать подозрения относительно его порядочности и нравственности.
Правила ношения украшений строго соотносились с костюмом, возрастом и положением женщины. Их нарушение грозило публичным скандалом. Молодая девушка, новобрачная и мать семейства ни при каких обстоятельствах не могли украсить себя одинаково. Представители всех социальных слоев старались соблюдать приличия, «знать своё место». Исключение составляли эксцентричные чудаки, артисты, интеллектуалы. А шокировать публику было довольно просто: стоило только нарушить этикет.

Ювелирное дело, как никакое другое, зависит от уровня развития и состояния общества. В начале XX в. ритм жизни был ещё привычен, размерен и нетороплив. Вопреки календарной дате новая эпоха не началась в 1900 г. Монархические дома Европы, по-прежнему олицетворявшие не только политическую власть, но и элитарную вершину общества, выступали основными заказчиками самых известных придворных ювелиров.
Таким был Карл Фаберже. Среди его постоянных клиентов числились коронованные особы Европы и восточные монархи. В начале века фирма Фаберже, дирекция и основное производство которой находились в Санкт-Петербурге, а предприятия — в Москве, Одессе и Киеве, открыла новый филиал в Лондоне.
Продукция фирмы обрела всемирную известность благодаря поразительной изобретательности и филигранному ис-полнению, сделавшему её имя символом совершенства и утончён-ти. Ювелирные изделия в виде пасхальных яиц были известны давно, но именно Карл Фаберже превратил их в поистине царские подарки.
Однако восхищаясь дивными произведениями Фаберже, венценосные особы не торопились их оплачивать. Фирма стояла на грани финансового краха. Определённую «поддержку» оказывало так называемое третье сословие — буржуазия и интеллигенция. Но они приобретали не шедевры придворного ювелира, а массовую продукцию, впрочем отличающуюся не меньшим изяществом и вкусом.
В такой ситуации были необходимы удешевление производства, его обновление и механизация. И Карл Фаберже предпринял ряд шагов в этом направлении. Он изобрёл приспособление для механической гильошировки (узорной полировки под прозрачные эмали) поверхностей из драгоценных металлов - золота, серебра. Но настоящей находкой Фаберже-художника стала мелкая пластика — фигурки людей и животных, выполненные из поделочного камня и украшенные золотом и драгоценными камнями. Спрос на эти изделия был очень высок.
Западноевропейские коллеги Фаберже, например римские ювелиры братья Алессандро и Аугусте Кастеллани и неаполитанцы Карло и Артуро Гьюльяно, на волне увлечения сенсационными археологическими открытиями XIX в. воспроизводят золотые ювелирные изделия в неоклассическом стиле, искусно стилизуя их под античность. Украшения охотно раскупаются представителями расцветающего среднего класса, склонного к неумеренному потреблению роскоши.





Брошь-кулон в честь 300-летия Дома Романовых. Фирма К. Фаберже (мастер А. Хольмстрем). Санкт-Петербург. 1913г. Государственный Эрмитаж.
Энтони Сэндис. Портрет Грейс Роуз. 1 866 г. Йельский центр британского искусства, Фонд Пола Меллока, США.

Шкатулка. Фирма К. Фаберже.  

Пасхальное яйцо «Весенние анемоны». Фирма К. Фаберже (мастер М. Перхин). Санкт-Петербург. 1890г. Частная коллекция.

Настольное украшение «Светлый праздник» (золото, жемчуг, кварц, эмаль). Фирма «Сирин» (Т. Жаркова, А. Смирнова). Москва. 2002 г.

Индустриальная революция позволила не только внедрить серийное производство изделий из драгоценных материалов, но и значительно удешевить их изготовление. Материальная ценность вещей стала чуть ли не единственным их достоинством. Первыми, кто почувствовал опасность для дальнейшего развития ювелирного искусства, оказались сами художники. Их шокировали им-персональность ювелирных изделий, низкий технический уровень, отсутствие фантазии, уважения к материалу и ручному труду. Но преуспевающий предприниматель не видел, как вещи теряют «душу».

Гильошировка — нанесение на металл с помощью специальной гильошировальной машины ри-сунка в виде узора из лучей, полос, зигзагов, концентрических кругов. Эта техника особенно ши-роко использовалась в конце XIX в. как замена гравировки под прозрачные эмали. Несложная в ис-полнении, гильошировка широко применялась в серийном производстве. В России лучшие изделия в этой технике — рамки для фотографий и миниатюр, кольца для салфеток, портсигары, футляры для очков и пр. — выпускала фирма Фаберже.

Мушница (серебро, позолота, эмаль). Фирма К. Фаберже. Конец XIX в. Музей истории ювелирного и камнерезного искусства, Екатеринбург
Портсигар (цветное золото, бриллианты, сапфир). Мастер Павлова. Одесса. 1908-1917 гг.

Сайт создан в системе uCoz