Пору расцвета переживало ювелирное искусство Испании, а вслед за ним и регионов, находившихся под испанским влиянием (например, Сицилии). Золото Америки позволило испанцам ввести культ роскоши. Местные ювелиры не справлялись с заказами, поэтому многие европейские мастера переселились в Испанию, создав здесь украшения, изобилующие рельефными узорами, архитектурными элементами, чрезмерными по
французским и итальянским меркам, но отве-чающими вкусам испанцев. В моду вошло сочетание золота со сталью — этот стиль характерен для женских украшений, выполненных в ведущих ювелирных центрах Испании — Толедо, Гранаде.
Распространились миниатюрные, на длинных цепочках золотые, с жемчугом и эмалями, скульптуры-подвески, в деталях воссоздававшие образы амуров и ангелов, кентавров и драконов, фантастических существ. Ожерелья и цепи редко состояли из одинаковых округлых звеньев; каждое звено представляло собой законченную композицию из цветов, плодов, листьев, маленьких фигурок вокруг яркого камня.
В XVI в. важным элементом декора впервые стали алмазы, их в сочетании с рубинами и изумрудами ставили в золото.
Арсенал женских и мужских украшений включал шляпные броши и пряжки, знаки святых и инициалы, крепившиеся на тулье. Множество ювелирных изделий, предназначенных для повседневного ношения (подвески, кольца, медальоны, серьги), играли роль оберега. Таковы итальянские и испанские подвески в виде золотой, коралловой, сделанной из камня или слоновой кости в золотой оправе ручки, показывающей «рога» — от сглаза; английские амулеты — подвески и серьги в виде глаза — агатовый «зрачок» в золотой оправе.