ЗОЛОТАЯ ЭПОХА
В VIII—VI вв. до н. э. после долгого застоя, вызванного дорийским завоеванием Греции, постепенно возрождается древнегреческая культура, в том числе и ювелирная. Её центрами стали быстро растущие богатые полисы — Афины, Коринф, Кносс. С основанием греческих колоний на Босфоре и в Северном Причерноморье ювелирная традиция получила новый импульс, но уже на далёкой от Греции и специфической почве. А с V в. до н. э. законодателем ювелирной моды становится македонский двор (именно там рождаются такие традиционно-греческие орнаменты, как лист аканта, гераклов узел, подвески в виде орешков бука). С этого времени начинается период расцвета древнегреческого ювелирного искусства.
Отличительной чертой золотых украшений эпохи классики было обилие зерни и отсутствие драгоценных камней (вставки из гранатов, изумрудов, жемчуга и цветного стекла появляются только с III—II вв. до н. э.). Полихромность достигалась за счёт эмалей (цветных стеклянных масс), которые использовали ещё микенские ювелиры. Золотые изделия VI— V вв. до н. э. имеют бледный оттенок, указывающий на содержание 75 % золота в сплавах, золото эпохи классики было более низкой пробы.



СКАНЫЕ УЗОРЫ

Скань - техника выполнения узора из «чистоты» (золота или серебра без примесей). Гладкая проволока протягивается или проволакивается сквозь ряд отверстий (от большего к меньшему), просверлённых в стальной, прочно закреплённой пластине. Для получения особо тонкой проволоки требуются медные кружки со вставками из алмазов или сапфиров с отверстиями в центре. Из золота можно получить наитончайшую проволочную нить.
При исполнении сканых узоров используют как гладкую проволоку, которая после прокатки через вальцы превращается в ленточку, так и свитую верёвочку из двух или трёх нитей, пропущенных через сучильный станок. Чередуя проволоку различной толщины, гладкую и ссученную, получают изысканный выразительный рисунок.
Сканый орнамент выполняется как на металлическом фоне, так и в ажур. В последнем случае узор выкладывается по предварительно нанесённому рисунку, после чего отдельные фрагменты соединяются с помощью паяльной трубки.
На Руси волочильная проволока прменялась с X в., а до этого использовали кованую проволоку, небольшие кусочки которой по необходимости спаивались между собой.
Зернь часто сочетается со сканью. Мелкие гладкие шарики из золота или серебра украшают и оживляют суховатую графику сканого узора. Они либо «разбрасываются» по всему орнаменту вещи, либо окаймляют его несколькими рядами. Тончайшей зернью часто декорировали бусины и подвески к височным кольцам.
Зернь изготавливается из отрезков проволоки. Чтобы зёрна получились одинакового размера, кусочки проволоки должны быть равны по длине и диаметру. Эта техника требует особого терпения и точности. Шарики напаиваются на уже готовый сканый узор, и малейшая неточность может уничтожить всю работу.

Торевтика (от греч. «торено» - «вырезаю») - искусство ручной рельефной обработки художественных изделий и металла.

Сарматская серьга со сканым орнаментом.

Скифские украшения, выполненные греческими ювелирами: серьги (ковка, чеканка, скань, зернь), ожерелье и браслеты (тиснение, пайка), трубочка (скань). Северная Украина. IV в. до н. э. ГИМ.

На краснофигурной пелике изображена женщина, сидящая перед шкатулкой с украшениями. Апулия. IV в. до н. э. ГИМ.
Обычно украшения делали из золотого кованого листа. Вырезали заготовки нужной формы, а затем обрабатывали их с помощью различных инструментов (от деревянных палочек до бронзовых пуансонов и матриц). Большие формы спаивались из отдельно изготовленных мелких составляющих. Примером сложных кованых изделий служат золотые перстни-печатки: чаще всего они ковались из единого цельного куска золота (иногда шинку и щиток паяли). Применялась и гравировка, но в основном на массивных изделиях. Для сложного плетения цепочек, витых ожерелий и филиграни широко использовали проволоку, которую получали ковкой и полировкой тонкого золотого стержня — вытягивать проволоку через фильеры научились лишь в VII—VIII вв. н. э. Гречанки очень любили украшения, называемые тесьмой. Они состояли из нескольких цепочек и имели вид тканой золотой ленты с прикреплёнными к ней подвесками.
Эпоха эллинизма (IV—I вв. до н. э.) ознаменовала следующий этап развития ювелирного творчества. Победы Александра Македонского открыли грекам доступ к богатейшим золотоносным областям бывшей Персидской державы, и золото получило повсеместное распространение. Центры ювелирного искусства окончательно переместились на север Греции и в Македонию, куда перебрались многие греческие мастера. Новый стиль (эллинистическое барокко), испытавший на себе влияние восточных художественных веяний, значительно отличался от прежнего. Ладьевидные серьги вышли из моды. Их заменили круглые украшения из золотого плетения или полых золотых трубочек с изображениями львов, козлов, собак, быков. Богаче стали ожерелья, чаще применялись филигрань и зернь.
Серьги с камеями в виде головы горгоны (золото, халцедон). Херсонес I-II вв. ГИМ.

Существует предположение, что ожерелья в Древней Греции носили не только на шее, но и прикалывали булавками к одежде.

Важным новшеством явилось широкое использование камней в золотых изделиях: сердолика (как, например, в знаменитой диадеме «узел Геракла»), гранатов, изумрудов и аметистов.
Греческая цивилизация, одна из самых высокоразвитых в античном мире, оказала сильнейшее воздействие на культуру многих народов, живших за пределами ойкумены.
Этруски, расселившиеся в VII—III вв. до н. э. между реками Тибр и Арно, контролировали большую часть Апеннинского полуострова. Они в совершенстве владели приёмами обработки драгоценных металлов, знали технику зерни, делали золотые ожерелья с янтарём, покрывали миниатюрные серьги мельчайшими крупинками золота, украшали золотые браслеты ажурной филигранью. Влияние греческого мира отразилось и в технике, и в стилистике ювелирного искусства этрусков. Образцом высочайшего мастерства является нагрудное женское украшение, найденное в Пренесте: на золотой пластинке расположено 137 золотых фигурок сфинксов, гарпий, львов и коней, каждая из которых обильно декорирована зернью. Изысканные и сложные золотые изделия датируются VII—V вв. до н. э.; украшения, созданные позже, более грубые. Около 250 г до н. э. цивилизация этрусков была поглощена римским государством, а их ювелирная традиция растворилась, хотя и не бесследно, в римской.


Подвеска - кукиш. Пантикапей. I в. ГИМ.
Золотой погребальный ларец Филиппа II Македонского (359-336 гг. до н.э.). Археологический музей, Салоники, Греция.

Этрусская фибула с фигурками львов и сфинксов. Вульчи, возможно, Черветори. VII в. до н. э. Британский музей, Лондон.

На торевтику Древнего Рима (IV в. до н. э. — 476 г. н. э.) значительное воздействие оказала греческая ювелирная культура. К сожалению, до наших дней дошло немного ранних образцов римского ювелирного искусства — в основном оно представлено предметами, выполненными в первых веках новой эры, причём не в метрополии, а в провинциях. Позднее оформление римской торевтики как самостоятельного культурного явления в значительной степени объясняется тем, что до 27 г. до н. э. в республиканском Риме действовали законы, запрещавшие ношение золотых изделий и помещение золотых предметов в захоронения. «Курс на роскошь», провозглашённый империей, стимулировал широкое применение золота.
«Ассортимент» римских золотых ювелирных изделий включал фибулы — дисковидные, ажурные, украшенные эмалью, филигранью и чернью; подвески; серьги типа баретта (состоявшие из крючка и продольной перемычки с проушинами, к которым крепились подвески с камнями жемчужинами или золотыми элементами), полусферические, из листового золота, открытые с задней стороны, с подвижной подвеской-камнем; ожерелья-обереги, изящные «колье», сочетавшие звенья золотой проволоки с цветными камнями или стеклянными бусинами, ожерелья с подвесками-амулетами в виде камней, капсюлей и «палиц Геракла»; брас-леты-«змейки» в форме закрытого, полого внутри

массивного обруча, украшенного фигурными и орнаментальными мотивами; ажурные браслеты из золотой проволоки с камнями, чаще всего изумрудами. Но в первую очередь римские ювелирные изделия представлены разнообразными золотыми перстнями. Имперская мода диктовала одновременное ношение нескольких колец — гладкозолотых, колец с монетами, геммами, камеями, перстней-печаток. В обращении появились и обручальные кольца.

Римские серьги (золото, полудрагоценные камни). I в. Британский музей, Лондон.

Иконка «Никола поясной». Византийская камея (сапфир). XI-XII вв. Оправа работы русских мастеров (золото рубины, жемчуг). XV в. Суздальский историко-художественный музей.

Купидоны, работающие с золотом. Деталь стенной росписи дома Веттиев. Помпеи. 62 г. Национальный музей археологи; Неаполь.

После падения Римской империи центром золотого дела становится Византия. Ювелирное искусство развивалось здесь в двух направлениях — светском и духовном (христианском), в равной степени отмеченных роскошью и высочайшим мастерством. Византийская христианская торевтика представлена окладами икон, складными алтарями, ковчегами и релик-вариями, чашами для причастия и святой воды, потирами, кадилами, панагиями, распятиями, нательными крестами и образками святых. Важное место в декоре изделий занимали эмали, жемчуг, а также драгоценные и полудрагоценные камни, применяемые в виде отшлифованных кристаллов, кабошонов, часто без оправы. Лёгкость и ажурность золотых изделий достигалась за счёт применения трудоёмкой и сложной техники сквозной прорези.
Кельтская цивилизация (VI—V вв. до н. э. - V—VI вв. н.э.) объединяла различные племена, населявшие огромные пространства Европы. Кельты виртуозно владели искусством обработки металлов, а специфическая, неповторимо изысканная кельтская орнаментика вдохновляла не только римских ювелиров, но и — многими веками позже — художников и ювелиров эпохи модерна.

Серьги со вставками из стекла, имитирующего агат и янтарь. Анапа. Ill в. ГИМ.
Височный фалар (золото, агат, бирюза, альмандины, коралл, цветное стекло) отбанданы. Могильник «Дачи». I в. Азовский краеведческий музей.

Сарматские парные подвески (золото, сердолик, цветное стекло). Могильни «Спадковский», Ростовская область. Конец I -начало II в. Азовский краеведческий музей.

Кочевники-сарматы, вытеснившие в IlI-II вв. до н. э. скифов из Северного Причерноморья, тоже полюбили золотые украшения. Для сарматской аристократии их создавали азиатские и причерноморские мастера.

Сайт создан в системе uCoz